Приветствие председателя
Год исторической памяти
Газета «Светлае жыццё»
Рус
En
Бел

Адрес: 247841, г.п. Лельчицы,
ул. Советская, 42

Е-mail: isp@lelchitsy.gov.by

Телефон/факс: (+375 2356) 5 02 10

Здание райисполкома Река Уборть Новый микрорайон
Главная Экономика Торговля и услуги Рекомендации по обеспечению соблюдения положений Доктрины национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь

Рекомендации по обеспечению соблюдения положений Доктрины национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь

Рекомендации по обеспечению соблюдения положений
Доктрины национальной продовольственной безопасности

Республики Беларусь


I. Общая часть

 Продовольственная безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности и необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – обеспечение высоких жизненных стандартов населения и условий для гармоничного развития личности.

Доктрина национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.12.2017 № 962 (далее – Доктрина), основывается, в том числе, на новых условиях обеспечения национальной продовольственной независимости.

Продовольственная независимость государства оценивается по десяти группам продуктов (зерно, молоко, мясо, сахар, масло растительное, картофель, овощи, фрукты и ягоды, яйца, рыба) и следующим уровням:

· оптимистический – достаточный для обеспечения потребности внутреннего рынка за счет собственного производства на 80 – 85 процентов, импорта – 15 – 20 процентов;
· недостаточный – уровень производства, который обеспечивает потребность внутреннего рынка более чем на 60 процентов, но менее чем на 80 процентов;
· критический – уровень производства, ниже которого наступает ослабление экономической безопасности.

Обеспечение национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь сопряжено с влиянием внешних и внутренних факторов и угроз.

Внешние угрозы являются следствием состояния макроэкономики и открытости национальной экономики, включая, в том числе:

·  неблагоприятное изменение конъюнктуры мирового рынка (повышение цен или снижение объемов предложения);
·  импорт продовольствия, не соответствующий требованиям высокого качества и здорового питания.

Своевременное выявление, оценка, прогнозирование и упреждение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативного влияния являются одной из основных задач обеспечения национальной продовольственной безопасности.

Для оценки состояния национальной продовольственной безопасности используются индикаторы и их пороговые значения, отклонение от которых свидетельствует о снижении уровня защищенности национальных интересов и ситуации, требующей принятия соответствующих мер регулирования.

Одним из индикаторов экономической доступности сельскохозяйственной продукции и продовольствия является доля продажи продовольственных товаров отечественного производства организациями торговли на внутреннем рынке в общем объеме продаж – не менее 85 процентов.

Доля реализации организациями торговли товаров отечественного производства по основным группам, определяющим продовольственную независимость государства, по итогам 2021 года:

·  достаточна – по мясу и мясным продуктам (реализация товаров отечественного производства организациями торговли составила 99,7 процентов), сахару (99,5 процентов), сырам (91,5 процент), маслу сливочному (99,9 процентов), картофелю (91,1 процент), яйцам (100 процентов), муке (94,6 процента);
· недостаточна – по маслу растительному (14,6 процентов), фруктам и орехам (8,1 процентов), яблокам (29,4 процентов), рыбе (14,4 процентов), макаронным изделиям (65 процентов).

Среди главных критериев достижения цели по развитию национальной продовольственной безопасности до 2030 года, установленных Доктриной, – снижение доли продовольственных товаров импортного производства в объеме продаж организаций торговли на внутреннем рынке до 14 процентов к 2030 году.

Вместе с тем по итогам 2021 года доля импортных продовольственных товаров в продаже организациями торговли составила 23,4 процента. Высокой остается доля отдельных импортных продуктов в розничном товарообороте организаций торговли: фруктов – 91,9 процент, масла растительного – 85,4 процентов, рыбы – 85,6 процентов, крупы гречневой – 62,3 процента, кондитерских изделий из сахара – 50,6 процентов, фруктовых и овощных соков – 36,2 процентов, макаронных изделий – 35 процентов.

II. Рекомендации по обеспечению соблюдения положений Доктрины

В целях обеспечения продовольственной независимости страны, экономической доступности жизненно необходимых продуктов питания всем категориям населения в полном объеме и недопущения роста цен на социально значимые товары МАРТ рекомендует при реализации (поставке) продовольственных товаров, в том числе социально значимых:

1. субъектам торговли:
1.1. обеспечить достижение удельного веса продовольственных товаров отечественного производства в объеме розничного товарооборота организации по итогам 2022 года на уровне не ниже:
· оптимистический – 85 процентов;
·  недостаточный – 80 процентов;
1.2. с учетом международной практики популяризации национальных товаров обеспечить размещение и выкладку товаров отечественного производства в визуально и физически доступных местах способами согласно приложению, обозначение мест размещения и выкладки товаров отечественного производства специальной вывеской или надписью «Сделано в Республике Беларусь/Зроблена ў Беларусi» или аналогичными средствами согласно приложению;

2. субъектам торговли, производителям и поставщикам товаров:
Ограничить совокупный размер любых вознаграждений (премий, бонусов и иных платежей), предоставляемых в связи с приобретением социально значимых продовольственных товаров отечественного производства в определенном количестве, либо выполнением иных условий, определенных гражданско-правовым договором в качестве обязательных для предоставления таких вознаграждений, в том числе за оказание услуг, направленных на продвижение социально значимых продовольственных товаров отечественного производства, путем рекламирования таких товаров и (или) используемых для их обозначения товарных знаков, исследования потребительского спроса, проведения маркетинговых исследований и (или) подготовки информации о таких исследованиях, подготовки иной отчетности, содержащей информацию о социально значимых продовольственных товарах отечественного производства, оказание иных подобных услуг, в размере, не превышающем пять процентов от цены (без учета НДС) приобретенных социально значимых продовольственных товаров отечественного производства;

3. субъектам торговли, реализующим товары посредством интернет-магазинов:
3.1. обеспечить наличие в продаже в интернет-магазинах, владельцами которых являются субъекты хозяйствования Республики Беларусь, товаров отечественного производства;
3.2. обеспечить визуальное (информационное) обозначение товаров отечественного производства на сайтах интернет-магазинов (например, цветами Государственного флага Республики Беларусь, белорусским орнаментом и т.п.);
3.3. обеспечить техническую возможность выборки товаров на сайтах интернет-магазинов по поисковому запросу (например, «производство Беларусь» и т.п.);
3.4. расширить практику онлайн-проектов заказов и доставки (в том числе экспресс-доставка) товаров отечественного производства;
3.5. освоить разработку и внедрение мобильных приложений для продажи товаров с использованием сети Интернет

III. Заключительные положения

Настоящие рекомендации подлежат размещению на официальном сайте МАРТ и вступают в силу с 1 марта 2022 г.


 

Способы размещения и выкладки товаров отечественного производства в визуально и физически доступных местах, обозначения мест размещения и выкладки товаров отечественного производства

Интернет-ресурсы